Предисловие
Бог сотворил этот мир, но мир не смог увидеть своего Творца. Бога видел только Иисус Христос, вышедший из Его недр. Иисус – это Слава невидимого Отца. Благодаря Его служению на земле мы узнали Бога и Его волю.
Все дела Сына Божьего – это воплощение воли Отца и откровение Его качеств. Поэтому познание Иисуса – это путь к познанию Бога. Видевший Иисуса видел Бога Отца. Воскреснув из мертвых, Он воссел одесную Бога. Он есть Искупитель и Судья мира. Он пребывает Духом Святым в верующих в Него. Мир не может видеть, принять или познать Духа Святого, но христиане знают и приняли Его. Он свидетельствует об Иисусе. Без Духа Святого никто из людей не может быть свидетелем Иисуса. Свидетельство Иисуса — это исключительное право Бога.
Об Иисусе свидетельствует только Бог Отец, Сын (Ин.8:18) и Дух Святой (Ин.15:26). Однако верующим Бог дал право свидетельствовать об Иисусе, потому что они Его сонаследники (Рим.8:17). Нам необходимо знать Библию, знать Духа Святого, знать Бога, знать Иисуса. Кто не знает Библии, тот не знает Иисуса, кто не знает Иисуса, тот не знает Бога, не знающий Бога не может познать Духа Святого.
Люди, окованные традиционными знаниями и доктринами, не имея понятий о Духе Святом, не повинуются Ему. Бог возлюбил этот мир и отдал Иисуса, который совершеннее любой религии. Бог дал нам Библию, которая глубже любой доктрины. Бог дал нам Духа Святого, который проницательнее любого богословия. Нам необходимо погрузиться в Библию, всецело довериться Иисусу и абсолютно покориться Духу Святому.
Давайте познаем Духа Святого! Дух Святой наставляет в вере. Вера — это знать и быть чувствительным к Духу Святому. Неосведомленность относительно Духа Святого приводит к ропоту и разложению веры. Цель данной книги в том, чтобы поделиться знаниями о Духе Святом.
Давайте познаем Духа Святого! Только тогда можно правильно служить Богу, сохраняя уверенность в спасении и победоносную жизнь.
О, Господи! Помоги поделиться знаниями! Помоги обрести веру!
Ким Ги Донг
Январь 1986 год
Содержание
1. Наставление Иисуса о Духе Святом
2. Водительство Духа Святого
3. Практика имени Иисус посредством Духа Святого
4. Дух Святой защищает Иисуса
5. Дух Святой и святые
6. Дух Святой и Правда
7. Сошествие Духа Святого на верующих
8. Исполнение Духом Святым
9. Наставления Иисуса о миссии Утешителя
10. Дары Духа Святого
11. Иисус и Дух Святой
12. Слово и Дух Святой
Глава 1
Наставление Иисуса о Духе Святом
Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам. Если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему, если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем.
(Мтф.12:31-32)
Знание о Духе Святом является обязательным для пастырей, учителей Библии, служителей и лидеров. Потому что все христиане должны всю жизнь полагаться на Духа Святого и повиноваться Ему. В реальности же большинство людей совершенно не просвещены о Духе Святом, поэтому не получают Его помощи.
Иисус Христос – историческая Личность, пришедшая в этот мир, поэтому узнать о Нем сравнительно несложно. Однако о невидимом Духе Святом можно узнать только через свидетельства святых и передаваемое ими Слово. Следовательно, люди могут постигнуть Духа Святого только там, где есть истинная вера и практика.
Сегодня многие блуждают, не зная, кого же им нужно распространять – Иисуса или Духа Святого. На Духа Святого нам нужно полагаться, а не распространять о Нем. Желающий всю жизнь уповать на Духа Святого и служить Господу в качестве работника, обладающего силой, прежде всего, должен иметь правильные понятия о Духе Святом.
Все знания о Духе Святом, предоставленные в этой книге, основываются на Библии. Следовательно, для христиан ее содержание не будет незнакомым. Однако при внимательном чтении можно обнаружить определенную разницу в подходе к пониманию Духа Святого, предоставленном в данной книге, с другими взглядами.
До сих пор многие богословы издавали книги с названием «пневматология». Однако в содержании таких книг можно обнаружить похожие ограничения. Первое заключается в том, что автор в большинстве случаев не имеет практики, связанной с Духом Святым.
Второе, в противоположность первому, – автор настолько сосредоточен на собственной практике, что умаляет Слово Библии до средства рационализации собственного опыта.
В действительности термин «пневматология» не является подходящим названием. Дух Святой – это не Тот, Кого можно подвергать обсуждению. Христос является исторической Личностью, поэтому позволительно обсуждать Его, но Дух Святой – Дух, поэтому сама идея создания теории или доктрины о Нем является чрезвычайно неразумным поступком. Именно по этой причине название данной книги не «пневматология», а «Давайте познаем Духа Святого».
Существующая так называемая «пневматология» знакомит с Духом Святым с человеческой позиции примерно таким образом: «Дух Святой такой то…». Но наша позиция в понимании Духа Святого отличается. Для познания Духа Святого мы будем отталкиваться от наставлений Иисуса о Нем.
Кто-то заметит, что важнее всего исследовать слова учеников Иисуса о Духе Святом, а другие – что сначала нужно исследовать личную практику Иисуса, связанную с Духом Святым. Безусловно, для понимания не менее важным фактором является событие на реке Иордан, то есть личная практика Иисуса, принятие Им Духа Святого. Однако фактически «практика Иисуса, связанная с Духом Святым», – это написанные «свидетельства очевидцев», наблюдавших сошествие Духа Святого на Него. Следовательно, путь к самому точному пониманию – это исследование Писаний о том, что Иисус говорил о Духе Святом лично.
Само наименование данной главы «Наставление Иисуса о Духе Святом» говорит о том, что наш подход к пониманию о Духе Святом разительно отличается от существовавших прежде. Мы должны прислушаться к наставлениям Иисуса о Духе Святом. Они помогут нам постичь самые чистые и основополагающие познания о Духе Святом.
Наставления Иисуса нельзя воспринимать наравне с учениями богословов или людей, имеющих практику, связанную с Духом Святым. Например, из учений преподавателей семинарии мы можем выбрать какое-то содержание на свое усмотрение. Но знания, полученные через наставления Иисуса, должны сопровождаться лишь абсолютным повиновением. До сегодняшнего дня люди обретали знания о Духе Святом от знаменитых богословов или пастырей, поэтому привыкли выбирать по собственному усмотрению. Именно по этой причине они никак не могут достичь обещанной Богом реальной практики.
Иисус наставляет о том, что к Духу Святому следует относиться с большим уважением, чем к Нему. Иисус был во чреве человека девять месяцев, родился человеком и жил среди людей. Когда Он чувствовал голод, Ему нужно было есть, когда уставал, Ему нужен был отдых, когда Его били плетью, Он должен был терпеть боль. Но Дух Святой не пришел в образе творения. Поэтому Иисус строго предупредил, что люди не должны относиться к Духу Святому так же, как к Нему.
Мы должны относиться к Духу Святому в точности так, как наставляет Иисус. Наставление Иисуса – это повеление, приказ. Иисус сказал: «И если кто услышит Мои слова и не поверит, Я не сужу его, ибо Я пришел не судить мир, но спасти мир. Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день. Ибо Я говорил не от Себя; но пославший Меня Отец, Он дал Мне заповедь, что сказать и что говорить. И Я знаю, что заповедь Его есть жизнь вечная. Итак, что Я говорю, говорю, как сказал Мне Отец» (Ин.12:47-50).
Когда Иисус был на земле Сыном Человеческим, люди не признавали Его равным Богу. Поэтому принимали Его Слово за человеческое. Однако Иисус говорил, что Он говорит не от Себя, а передает только повеления Бога.
Посмеет ли кто выбирать что-то из повелений Бога? Слова человека, даже самого авторитетного ученого, подвергаются противоположному мнению, но не Божье Слово.
Божье Слово люди стремятся истолковать, но не повиноваться. Однако повеления Иисуса требуют не истолкования, а исключительного повиновения. Когда сошло Божье Слово: «И вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус», Мария повиновалась: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лук.1:31-38). Она не пыталась истолковать Слово Господа и найти в нем другой смысл, лишь повиновалась сказанному.
Когда Бог повелел Аврааму: «Возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе» (Быт.22:2), он решил принести сына во всесожжение так, как и сказал Бог. Авраам занес нож над сыном, но остановился и не убил Исаака, тоже повинуясь повелению Бога. Таким образом, Божье повеление – это Слово, требующее не истолкования, а исключительного повиновения. Даже если Божье Слово не принимается нашим разумом, нецелесообразно пытаться истолковать его, нужно лишь повиноваться сказанному.
Следовательно, не допускается по-своему истолковывать наставления Иисуса о Духе Святом, а следует повиноваться сказанному. Иисус сказал: «Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа Святого не простится человекам: «Если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Мтф.12:31-32). Иисус строго предупредил нас, чтобы мы не относились к Духу Святому точно так же, как к Сыну Человеческому.
Несмотря на то, что люди всю жизнь совершали только злые грехи, все они могут получить прощение. Более того, могут получить прощение и те, кто лично хулил или убил Иисуса Христа, которого Бог отправил ради искупления человечества. Однако, кто хоть словом похулит или воспротивится Духу Святому, за это не получит прощение. Потому что за хулу и сопротивление Духу Святому искупления не было. Бог отдал Своего Сына в жертву искупления за все существующие грехи в этом мире, но никогда не давал жертвы для искупления за хулу и сопротивление Духу Святому.
Кто-то оправдывается, что похулил Духа Святого неосознанно. Безусловно, нет человека, намеренно поступающего так. Однако это не значит, что преступление по незнанию не является преступлением (Рим.2:12).
Людям свойственно судить обо всем на основании своих стандартов. Поэтому думают: «Ведь я покаялся за хулу, не следует ли меня простить?» Однако важно то, что думает Господь, а не мы.
Между тем это не значит, что хула на Духа Святого не дает возможности получить спасение. Спасение получают только заслугами Иисуса Христа. Тем не менее получивший спасение обязательно понесет ответственность за неповиновение Слову Иисуса Христа, сказанному Духом Святым.
Поэтому Иисус сказал: «И если кто услышит Мои слова и не поверит, Я не сужу его, ибо Я пришел не судить мир, но спасти мир. Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день» (Ин.12:47-48).
Человек, принявший Иисуса Христа своим Спасителем, не потеряет спасения из-за неповиновения Его Слову, однако за неповиновение обязательно будет осужден.
Также и с хулой на Духа Святого. Допустим, верующий в Иисуса Христа похулил Духа Святого, он получит спасение по вере, но за хулу обязательно будет осужден. И в случае с человеком, который похулил Духа Святого, будучи неверующим, а после поверил в Иисуса, он тоже получит спасение по вере, но ответственность за хулу в прошлом остается на нем, поэтому за хулу он будет осужден.
В Библии есть слова о том, что Бог каждому человеку воздаст по его делам (Мтф.16:27, Рим.2:6, 2Тим.4:14). Это Слово не относится к неверующим людям. Неверующие, неважно, много согрешали или мало, все будут брошены в серный огонь. Слово «воздам по заслугам» относится к людям, получившим спасение.
Также Иисус сказал о том, что всякое слово против Сына Человеческого простится, но слово против Духа Святого не получит прощения. Люди, распявшие Иисуса на кресте, приняли Его за злостного разбойника и убийцу. Очевидно то, что они вдоволь издевались и ругались над Ним. Однако, как бы сильно человек ни оскорблял Иисуса, при покаянии получит прощение грехов, тогда как оскорбление Духа Святого, даже неосознанное, не подлежит прощению.
В Евангелии от Матфея 12:36-37 написано: «Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься». Далее от Матфея 22:10-13: «И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых, и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими.
Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, и говорит ему: «Друг! Как ты вошел сюда не в брачной одежде?» Он же молчал. Тогда сказал царь слугам: «Связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов». Здесь «тьма внешняя» не означает геенну. И «брачный пир» – это не место осуждения. Суд завершится уже на земле – верующий получит спасение, а неверующий будет осужден (Ин.3:18). Однако и среди людей, получивших спасение, то есть среди пришедших на брачный пир, будут осужденные за слова уст своих.
В таком случае как же можно похулить или оскорбить невидимого Духа Святого? Если бы Дух Святой был видимым, то люди преследовали и изнуряли бы Его. Но Дух Святой невидим, поэтому люди хулят Его дела, а оскорбляя человека, которого использует Дух Святой, неосознанно хулят и оскорбляют самого Духа Святого.
Мы не должны рассуждать о Духе Святом по своему усмотрению, говоря: «Дух Святой такой-то…», прежде всего, необходимо прислушаться к тому, что говорил o Нем Иисус. Господь Иисус даже выставил объектом сравнения Самого Себя, чтобы убедить, насколько хула и слово против Духа Святого являются серьезными преступлениями. Но люди продолжают воспринимать Духа Святого, как им угодно, поэтому, сами не подозревая, хулят и сопротивляются Ему.
Мы люди, которые всю жизнь должны получать помощь Духа Святого. Как же нам получать Его помощь, если хулить и сопротивляться Ему? Святые первых церквей
не остановились лишь на принятии Духа Святого, а вели исполненную Им жизнь. Но сегодня многие люди и после принятия Духа Святого не могут получить духовную силу.
В 1-м Послании к Коринфянам 3:16 написано: «Разве не знаете, что вы храм Божий и Дух Божий живет в вас?» Храм – это дом, в котором живет Божий Дух Святой. Человеку комфортно только в своем доме. Каким бы ни был хорошим чужой дом, нам не может быть в нем комфортно? Нет возможности раздеться, похрапеть во время сна, а сходить ночью в туалет чрезвычайно неудобно.
Мы – дом Духа Святого, в котором Он живет (1Кор.3:9).
Поэтому нельзя допускать, чтобы Дух Святой испытывал хоть малейший дискомфорт при использовании нас. Однако в реальности насколько же люди ограничивают Духа Святого? Ведь наши руки, ноги, разум и мысли – все должно послушаться Духу Святому, но на самом деле не живем ли мы по своей воле?
Дух Святой очень легко смущается. Поэтому если мы препятствуем Ему, то Он подвергается препятствиям, если сопротивляемся, то Он терпит сопротивление, если
расстраиваем, то Он расстраивается, если пренебрегаем Его вдохновением, то Он не решится больше вдохновлять нас. Поэтому Библия предупреждает: «Не препятствуйте Духу Святому! Не сопротивляйтесь Духу Святому! Не огорчайте Духа Святого! Не угашайте вдохновения Духа Святого!»
Дух Святой сошел на эту землю не так, как Иисус. Иисус был зачат во чреве чужой обрученной девы, родился в чужом хлеву, на чужом ослике въехал в Иерусалим, в чужой горнице вечерял с учениками, был похоронен в чужой могиле. Словно бесцеремонным образом ворвался в чужой дом. Но Дух Святой – это Тот, Кто сошел в Свой дом. Поэтому, чтобы Дух Святой в Своем доме не подвергался стеснению, мы должны уважать и повиноваться Ему.
Человек, приняв Духа Святого, ликует и взволнован настолько, что готов все отдать Богу, но со временем в душе начинает сопротивляться Духу Святому. Затем если его дух парализуется, то он перестанет следовать по воле Духа Святого. Такие люди и после принятия Духа Святого не могут получать Его руководства в мыслях и делах, поэтому не в состоянии вести жизнь, исполненную Духом Святым. Таким образом, человеку, который однажды вкусил исполнение Духом Святым, но после стал сопротивляться Ему, чрезвычайно сложно исполниться снова.
В Послании к Евреям 6:4-6 написано: «Ибо невозможно – однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святого, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему». Написано, что покаяние человека, который стал причастником Духа Святого и пал, настолько сложно, что для этого снова нужно распинать на кресте Божьего Сына.
Если марафонец на соревновании сделает совсем кратковременную передышку, то намного отстанет от впереди бегущих без остановки. Точно так же и сопротивление Духу Святому. Мы встречаем людей, которые, приняв Духа Святого, горячо говорили иными языками, но после, усомнившись в делах Его, и при сильном желании не могут говорить иными языками. А кто-то, получив иные языки, ликует вне себя от радости, но вскоре изменяется и начинает отрицать дела Духа Святого. Таким людям сложно восстановить первую радость, даже если они говорят иными языками.
Сегодня многие люди делятся своими знаниями о Духе Святом. Однако, прежде всего, нам следует слушать предупредительное Слово Иисуса о Нем. Если бы люди прислушались к Слову Иисуса, то не препятствовали и не сопротивлялись бы Духу Святому, как это делается сегодня, и гораздо большее количество людей смогли бы вести жизнь веры, исполненную Духом Святым.
Поверив в Иисуса Христа, на следующий день я исполнился Духом Святым и заговорил иными языками. В то время я не знал, что такое иные языки, поэтому сказал своему знакомому: «Когда я молюсь, то произношу странные звуки, похожие на кваканье». Он послушал мой иной язык и сказал: «Не знаю, может быть это греческий?» Тогда я решил, что не стоит больше спрашивать у людей, и если это от Бога, то буду говорить сколько угодно, и говорил, не переставая, в течение девяти часов. А когда узнал, что об этом есть обетование в Библии, от благодарности, что Бог одарил им такого человека, как я, никогда не переставал говорить иными языками.
Дух Святой легко смущается. Иначе говоря, насколько человек стесняет Его, настолько Он будет стеснен.
Следовательно, мы не должны угашать дела Духа Святого. Если Дух Святой сошел на человека, то Он никогда не покинет его, однако Его дела могут быть угашены. Иисус бесцеремонно пришел туда, где Его не ждали, совершил Свои дела и ушел, но Дух Святой не трудится там, где Его не принимают радушно.
Иисус ясно предупредил нас, с какой позицией мы должны относиться к Духу Святому. Сопротивление и препятствие Духу Святому не позволительно даже на словах. Совершившие это обязательно понесут ответственность. Мы – дом, в котором живет Дух Святой. Если в нас Дух Святой будет чувствовать Себя стесненным, то Его дела будут ограничены. Дух Святой не принуждает Себя действовать там, где Ему не рады, Он трудится там, где получает почтение Господина.