Предисловие

Люди, принадлежащие Иисусу Христу, называют Бога Отцом, и как дети Святого Бога следуют Его воле. Поэтому их окружающей обстановкой является не культура, а духовный мир.

Как написано: «Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил» (1Ин.3:8), – грех исходит от диавола. Следовательно, если человек Иисуса не знает о диаволе, то это говорит об отсутствии в нем желания бороться с грехом. Иисус Христос боролся и победил грех. Ради того чтобы уничтожить грех Он пострадал на кресте и умер, но Бог оживил Его и Он воскрес. Людям Иисуса, облаченным в благодать Христа, необходимы знания о диаволе, который имеет непосредственное отношение ко греху. Без знаний о диаволе и его причастности к происхождению греха, проблема греха остается лишь вопросом религии и нравственности. Знания о том, что диавол является родоначальником греха, поможет понять, что грех является духовным вопросом.

Сегодня серьезной проблемой христианства является духовное невежество. Многие христиане не признают диавола за реальное существо, поэтому терпя от него страдания, находятся в весьма опасном положении. На протяжении сорока пяти лет я продолжал свое служение ради разрешения этой проблемы. Суровые гонения и непонимания не сломили меня, потому что я утверждаю то, чему учит Библия.

Третье издание является более полным собранием материалов из моих проповедей и лекций. Выражаю особую благодарность проповеднику И Ги Тэк за тщательный анализ материала и внесение дополнений, также благодарю Верийское издательство за публикацию этой книги.

Искренне молюсь, чтобы читатели смиренно склонили колени перед Библией, чтобы убеждались в истинности содержания данной книги через Библию, чтобы, как никогда ранее, святые обрели силу в жизни веры, а пасторы в своем служении.

Июль 2007 год

Ким Ги Донг

Содержание

  1. Власть, побеждающая диавола
  2. Происхождение диавола
  3. Личность ангела
  4. Суд над диаволом и роль людей
  5. Организация и дела диавола
  6. Ангелы святых и духи обольстители
  7. Осужденная власть диавола
  8. Проклятый дух
  9. Сущность бесов
  10. Власть, изгоняющая бесов
  11. Церковь Сонрак

Глава 1 

Власть, побеждающая диавола
  Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил. Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола. 

(1Ин. 3:8) 

Любое учение должно основываться на научных фактах и подкрепляться теорией. Но, так как диавол – это невидимое духовное существо, сложно объяснить его дела теоретически. Следовательно, если рассматривать диавологию с научной точки зрения, то ее изучение в какой-то степени будет ограничено.  

По этой же причине ограничено изучение одной из тем систематического богословия – пневматологии (учение о Духе Святом)В виду того, что Дух Святой невидим, людям остается упорядочить в теорию только практический опыт людей, которых использует Дух СвятойПоэтому, фактически, использование термина «пневматология» не совсем подходит.  

Иначе дело обстоит с христологиейПотому что Христос пришел «человеком», который подлежит объективному изучению. Подобные теории о невидимых духовных существах, такие, как диавология и пневматология, имеют весьма скудные научные обоснования. Диавология может быть более понятной, чем пневматология, так как объектом исследования является творение – диавол. Однако и диавологиякак учение, исследующее духовное существо, также остается несовершенной.  

Тем не менее, изучение диавологии имеет очень важное значение. Потому что наши исследования основываются не только на богатой практике, но и на точном подтверждении Библией. Библия является абсолютным фундаментом нашего вероисповедания, которое обязательно подкрепляется практикой. Через накопленный опыт, основанный на Библии, мы можем обнаружить в нем определенный принцип 

Этот принцип подобен принципу, который действует в устройстве ружья, – при помощи мушки и прицела определить цель. Если стреляющий из ружья правильно настроит мушку и прицел, то обязательно попадет в цель, как бы далеко она ни находилась. Точно так же, при правильном использовании прицела (Библии) и мушки (практики), мы можем точно попасть в цель, то есть обнаружить определенный принцип.  

 

 Нашим основным критерием является Библия, по которой мы узнаем принципы. Однако если настаивать на буквальности Библии и игнорировать практику, о которой она свидетельствует, то нет возможности обнаружить принципы. Бог предоставил нам не только Библию, но и послал Духа Святого, чтобы мы практиковали написанное Божье слово. Практика Божьего слова становится основанием для обнаружения новых принципов. 

Все науки развиваются, основываясь на твердой теории. Наука – это открытие до сих пор неизвестных принципов, основанных на одном аргументе при применении другого. Так же и диавология. У нас есть первый аргумент – Библия, а применяя к ней второй аргумент – практику, мы обнаруживаем новый принцип – диавологию. Но некоторые люди совершенно игнорируют практику и истолковывают Библию по собственному пониманию. В результате создают лишь бессмысленные теории, не имеющие объективных аргументов. 

На лекциях Верийской академии1в первую очередь я основываюсь на содержании Библии, а во-вторых, на личной практике, которая обязательно должна соответствовать Слову. Именно по этой причине выпускники Верийской академии практикуют такую же Божью силу, которую практикую я. Обучая других, нужно придерживаться таких же принципов: во-первых, основой должна быть Библия; во-вторых, каждый должен иметь практический опыт по Слову Библии. Только в этом случае обучение будет результативным. Верующий, не имеющий практического опыта, не сможет научить другого человека. Библия называет практику свидетельством. Другими словами, когда мы полностью доверяем Библии и имеем соответствующие доказательства, то обретаем силу научить других. Человек, не имеющий практических свидетельств, не сможет научить практике по Слову. 

Цель этой книги – дать знания о диаволе. Однако чтобы узнать диавола, нужно предварительно знать Библию и Бога. Если познавать диавола, не зная Библии и Бога, то возникает риск – все внимание сконцентрировать только на учении о диаволе. 

Некоторые ошибочно предполагают, что в Верийской академии в основном обучают диавологии. Однако это не так. Из всего содержания Верийской академии лишь небольшая часть посвящена диавологииВерийская академия имеет определенную цель – научить Божьему замыслу, который проявлен в Библии. 

В действительности, при изучении Библии невозможно не упоминать о диаволе, так как Библия говорит и о нем. Как при борьбе или диалоге всегда есть противоположная сторона, так же и все события в Библии говорят о наличии противоположного объекта – диавола. Библия говорит о спасении. О каком спасении? О спасении от греха. Откуда же исходит грех? Грех исходит от диавола. Библия показывает, что все Божьи дела имеют отношение к противоположному объекту – диаволу. Однако нельзя ошибочно предполагать, что Бог и диавол ведут борьбу на равных позициях. Бог – это не Тот, Кто борется с диаволом, а Тот, Кто наказывает его. 

В 1-м Послании Иоанна 3:8 написано: «Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола». В лекциях Верийской академии этот стих являясь ключевым, раскрывает весь Божий замысел. Для того чтобы измерить площадь местности, нужен определенный критерий. Так же, чтобы уразуметь Божьи дела, проявленные в Библии, необходим критерий. Этим критерием является стих из 1-го Послания Иоанна 3:8. 

В Библии описаны разные события, испытанные многими людьми. В чем же основная суть свидетельств Библии? Иисус сказал: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют обо Мне» (Ин.5:39). Это действительно так. Библия свидетельствует о Сыне Божьем, Который явился в этот мир. В чем же цель явления Сына Божьего? Сын Божий явился не иначе, как разрушить дела диавола. 

Следовательно, тот, кто хочет познать Иисуса, обязательно должен знать и диавола. Не знать диавола означает – не знать Иисуса, не знать Иисуса – это не знать диавола. Сегодня многие верующие говорят, что знают Иисуса, но не знают диавола. Это говорит о том, что они не имеют достаточных знаний об Иисусе. Разве можно познать Иисуса, не зная цели Его пришествия? 

Каким бы эффективным ни было лекарство, здоровый человек не может знать о его лечебных свойствах. Только больной человек может оценить это лекарство. Аналогично этому, чем лучше человек осведомлен о диаволе и его делах, тем больше понимает значение дел, совершенных Иисусом. 

Библия свидетельствует об Иисусе и о цели Его явления на землю. Иисус пришел для того, чтобы разрушить дела диавола. Следовательно, через Библию мы можем узнать не только об Иисусе, но и о диаволе. Сын Божий Иисус пришел на землю, но люди не признали Его. Они ненавидели и презирали Его, в итоге изранили и убили. От людей Сын Божий получил только скорби и проклятия. На землю пришел единственный Праведник, но люди прокляли и убили Его. Это подтверждает, насколько человек злое и проклятое существо. 

Откуда же исходит человеческое зло? Библия показывает, что человеком руководит враг, который заставляет его совершать зло. Этот враг и есть диавол. В 1-м Послании Иоанна 3:8 написано: «Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил…», в 12 стихе: «Не будьте как Каин, который был от лукавого и убил брата своего…». Хотя Сына Божьего убил человек, но Библия ясно показывает, что за этим стоял диавол. 

Разрушить дела диавола в силах только Сын Божий. В Библии написано, что нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы спастись (Ден.4:12). Никакие человеческие методы не могут разрушить власть диавола. Чтобы разрушить организацию диавола, должен был прийти Сын Божий. Если для уничтожения организации диавола, должен был лично прийти Господь, то можно представить, насколько она огромна и сильна. 

Человек не может избавиться от угнетений диавола своими силами. Настолько могущественна его власть, господствующая над человеком. В Послании к Евреям 2:15 написано: «И избавить тех, которые от страха смерти чрез всю жизнь были подвержены рабству». Другими словами, если бы человек обладал силой победить смерть, то сам бы смог освободиться от диавола. Однако человек не имеет силы победить смерть, поэтому был вынужден жить в рабстве диавола. 

Но на землю пришел Господь Иисус. Он предоставил людям власть, побеждающую смерть. А диавола лишил власти смерти, которою он обладал. Как по одному слову судьи кому-то выносится смертный приговор, а кому-то оправдание, так же благодаря Иисусу власть смерти, которою обладал диавол, разбита, а человек получил власть побеждать смерть. Следовательно, человек, получивший власть, побеждающую смерть, то есть власть жизни, теперь может презирать и подавлять диавола. Мы вправе сказать диаволу: «Диавол, ты лишился власти смерти! Иисус огласил это! Твоя власть уничтожена!» 

Чтобы засвидетельствовать эту власть Господь Иисус отправил Духа Святого. Дух Святой сходит на тех, кто признает эту власть, и пребудет с ними навсегда. Благодаря этому мы навеки стали обладателями власти побеждать смерть. Но кто не желает признавать власть, которую даровал Господь, тот погибнет. Человек, не признающий действительность, что Господь Иисус наделил нас властью побеждать смерть, остается рабом диавола и живет под страхом смерти. 

Что означает знать Библию? Много раз читать Библию? Сколько бы раз человек ни перечитывал Библию, но если он не узнал о власти, которой Господь наделил верующих, или узнал, но не признал ее, то это значит, что он не знает Библии. Можно сказать, что Библию знает только тот, кто узнал о власти, которую дал Господь и применяет ее. 

Власть – это то, что с момента признания начинает проявлять силу. Например, президент скажет земледельцу: «С сегодняшнего дня вы будете министром сельского хозяйства», и подпишет приказ о назначении. С того момента, как земледелец признает авторитет приказа, он станет министром. Но если он откажется: «Какой из меня министр? Этого не может быть!» – то не сможет использовать полномочия министра. Вера – это признание предоставленной власти. Как президент вручает приказ о назначении министра, так и Господь вручил нам власть, побеждающую смерть. 

Для чего вы изучаете диавологию? Допустим, если вы узнаете о диаволе, не зная о власти, которую Господь даровал верующим, то наоборот станете бояться его. Суть диавологии в том, чтобы помочь верующим осознать правду о том, что они обладают властью Господа, победившего смерть. Сколько бы человек ни читал Библию, если он не признает эту власть, то не получит пользы от Библии. Многие богословы внимательно изучают Библию, но не признают власть, о которой говорит Библия. Разве это не трагедия? 

То же самое происходит и среди пасторов. Многие пасторы не признают реальность того, что Иисус предоставил нам власть, побеждающую смерть. По этой причине их служения утомительны и неплодотворны. Святых своей паствы я убеждаю в том, что каждый из них обладает властью, побеждать смерть. Все святые нашей церкви с дерзновением изгоняют бесов именем Иисуса. Они без сомнений признают власть Господа Иисуса, и смело применяют ее. Больше всего меня радует то, что где бы ни находились наши прихожане, их сопровождают знамения, они изгоняют бесов и исцеляют больных. В результате церковь растет. За верующими, признающими власть, побеждающую смерть, обязательно следует Божья сила. 

Люди приходят ко мне и просят, чтобы я помолился над ними с возложением рук. Иногда я отправляю их к пасторам-помощникам. Но встречаются и такие, кто упорно желает, чтобы помолился именно я. В основном эти люди не являются прихожанами нашей церкви. Наши прихожане сами изгоняют бесов друг из друга и не обременяют и без того занятого пастора. Это радует меня. Я всегда воодушевляю их, чтобы они больше проявляли чудеса и знамения. Для этого необходимо признавать правду о том, что Бог предоставил нам власть, побеждающую смерть. 

Я имею власть, побеждающую смерть! 

Я имею власть, побеждающую диавола! 

Откуда же исходит власть, побеждающая смерть? Чтобы узнать об этом, вначале рассмотрим 6 стих из Послания Иуды. 

 «И ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня» (Иуд.6). 

 Бог заключил падшего ангела во мраке. Мрак – это место, где нет света. Здесь имеется в виду не сотворенный свет, а Божий свет, то есть слава. Этот свет есть жизнь, а жизнь находится в Слове. 

 «Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, что начало быть. В нем была жизнь, и жизнь была свет человеков» (Ин.1:1-4). 

 Слово есть истина. 

 «Освяти их истиною Твоею: слово Твое есть истина» (Ин.17:17). 

 Итак, Слово, которое вначале было с Богом, является светом, истиной и жизнью. В этом случае термин «свет» содержит значение «не преломляющийся». Сотворенный свет преломляется. Но Божий свет не преломляется. Только не преломляющийся свет есть путь к Богу. Иисус сказал: «Я есмь путь, истина и жизнь» (Ин.14:6). 

Бог закрыл падшего ангела во мраке. Во мраке нет света. Отсутствие света означает отсутствие жизни и истины. Так как нет жизни – есть только смерть, нет истины – есть только ложь. Место, где обосновались смерть и ложь, представляет собой мрак, в котором закрыт диавол. Поэтому Библия называет диавола властью тьмы (Кол.1:13), державой смерти (Евр.2:14), отцом лжи (Ин.8:44). 

Чтобы победить власть тьмы, должен прийти свет. Чтобы победить державу смерти, должна прийти жизнь. Чтобы победить отца лжи, должна прийти истина. Следовательно, если придет Иисус, Который является светом, жизнью и истиной, то диавол будет уничтожен. Как только возникает свет, тьме приходится отступать. Какой бы непроницаемой ни была тьма, она не может победить свет. Свет может прогнать тьму, но тьма не может вытеснить свет. 

Соединившись с Иисусом, мы обрели власть подавлять дела диавола. Если не признавать эту власть, то изучать диавологию не имеет никакого смысла. Если не признавать эту власть, также бессмысленно много раз читать Библию. Например, президент назначает на пост министра связи не обязательно того человека, который занимался доставкой почты. Человек, получивший назначение, должен признать данную ему власть, а его подчиненные, каким бы опытом они ни обладали, обязаны следовать его указаниям. Вначале диавол был держателем власти, но Господь уничтожил его власть, а нам предоставил власть подавлять диавола. Слава Богу! Аллилуйя! Насколько это радостное событие! 

Кто-то, цитируя слова Иисуса: «Однако ж не тому радуйтесь, что духи вам повинуются; но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах» (Лук.10:20), утверждает, что радоваться капитуляции бесов, неправильно. Однако эти слова Иисуса не означают, что запрещено радоваться изгнанию бесов. Напротив, Господь воодушевляет учеников, что на Небесах есть более великая радость, хотя на земле нет большей радости, чем капитуляция бесов. 

Безусловно, обетование Господа о вечной жизни является наивысшей радостью. Однако для нас на земле нет более удивительных и радостных дел, чем разрушать дела властелина смерти – диавола. Разве кто-нибудь из пророков подавлял диавола? Разве самый богатый человек на земле может подавить диавола? Разве кто-то из царей мог сделать это? Причиной радости является именно то, что мы можем подавлять диавола, которого никто и ничто не могло покорить! Разве в этом мире может быть еще большая радость и большее благословение? 

Когда люди заболевают, они идут в больницы, где расходуют немалые деньги. В переполненных больницах врачи, обучавшиеся медицине более десяти лет, стараются вылечить больных. Но никто не дает гарантий на выздоровление. А человек, совершено не имеющий отношения к медицине, но обладающий властью Господа, одним повелением «выходи!», может полностью исцелить болезнь, неважно к какому медицинскому профилю она относятся: гинекология, терапия, хирургия и т.д. Такие дела невозможны без власти Господа. Мы должны признавать великую власть Господа. 

Свет, жизнь, истина находятся в Слове. Там, где нет Слова, существуют лишь тьма, смерть, ложь. Там, где появляется Слово, там тьма, смерть и ложь отступают. Бог сделал Адама живой душой и дал ему Божье слово. Живая душа нуждается не только в плотской пище, ей необходим животворящий дух. Что такое животворящий дух? В Евангелии от Иоанна 6:63 написано, что животворящий дух – это Слово Господа. В этом мире, где изначально не было Слова, Бог сотворил живую душу и дал ей Слово. Но диавол обольстил Адама и лишил его Божьего слова. 

Как только человек отделился от Божьего словаон стал собственностью диаволаЧеловек оказался под господством диавола, потому что отделился от Божьего слова. В таком случае, какой же силой можно победить диавола? Силой, которая содержится в Слове. Там, где есть Слово, там есть и свет, и истина, и жизнь. А перед светом, истиной и жизнью власть диавола не имеет никакого эффекта. 

Иисус Христос – это Слово, ставшее плотью. Иисус есть свет, истина, жизнь. Он явился в этот мир для того, чтобы разрушить дела диавола. Иисус пришел светом – осудил власть тьмы, пришел истиной – осудил отца лжи, пришел жизнью – уничтожил властелина смерти. 

Мы находимся в Иисусе. Благодаря этому мы имеем свет, истину, жизнь. Как только мы признаем эту действительность, то бесы просто не смогут устоять перед нами. Как батарейки, изготовленные на одном заводе, одинаково действуют в доме Пак, и в доме Ким, и в доме Ли, так же каждый, принявший Божьего Сына, обладает Его властью. А не признающие эту власть, не могут использовать ее, следовательно, не проявляют Божью силу. Итак, мы должны признавать в себе наличие власти. 

Я имею славу! 

Я имею истину! 

Я имею жизнь! 

Мы имеем славу. Сотворенный свет не является славой. Какой бы высокой скоростью ни обладал сотворенный свет, чтобы с его скоростью пройти весь космос, потребуются миллиарды лет. А Божья слава в один миг перемещается между Богом и нами. Господь сказал, что если мы будем молиться, Отец получит славу (Ин.14:13). Это говорит о том, что наши молитвы доходят до Отца посредством Божьей славы. Еще Господь сказал, что верующий увидит Божью славу (Ин.11:40). Это значит, что когда мы получаем ответы на молитвы, которые приходят посредством славы, мы видим Божью славу. 

Наши молитвы к Богу передаются посредством славы и ответы на них приходят посредством славы, поэтому ответ на молитву мы можем получить сразу. Если бы наши молитвы доходили до Бога при помощи сотворенного света и ответы приходили тем же путем, то для получения ответа на молитву потребовались бы десятки миллиард лет. Но у нас есть слава. Благодаря славе наши молитвы вмиг доходят до Бога – и мы тут же можем получить ответ. Обладать Божьей славой – это великое благословение! 

Мы имеем истину. А дела бесов – это обман. Люди обманываются бесами, потому что не имеют истины. В истине есть сила не обманываться. Для человека, обладающего истиной, побеждать бесов не является проблемой. Изгонять бесов означает – не обманываться ими. И наоборот, если человек не может изгонять бесов, то он уже обманут ими. Нам нельзя обманываться. А для этого нам необходимо уразуметь то, о чем говорит истина и чему учит Божье слово. 

В нас есть жизнь. Там, где есть полнота жизни, отступают смерть и болезни. Когда я молюсь за больного, больше чем что-либо я признаю наличие в себе жизни. Если мы признаем, что в нас есть жизнь, то через нас начнут проявляться знамения, о которых говорит Библия. 

Мы должны признавать удивительную власть, данную Господом. Божья сила не проявляется без признания власти. Пусть вас притесняют или осуждают, все равно признавайте власть, которая уже находится в вас. Пусть другие не признают славы, не признают истины, не признают жизни, но вы не сомневайтесь и будьте уверены в Слове. Отец лжи боится истины. Держатель смерти безоружен перед жизнью. Властелин тьмы не устоит перед славой. Как для снеговика опасен солнечный свет, так же диавол не может действовать там, где есть свет, истина и жизнь. 

Изучая диавологию, нам нужно быть особенно внимательными к тому, что совершенно бесполезно иметь обширные знания о диаволе, если не признавать власть, данную Господом. 

Рассказывают, что когда впервые в Корее министром была назначена женщина, никто из начальников управления не приходил к ней в кабинет с поздравлениями, хотя после назначения прошла целая неделя. Посчитав это весьма странным, министр спросила о причине у секретаря. Он ответил, что женщину-министра мужчины восприняли несерьезно. Она немедленно собрала всех начальников и смело заявила: «На эту должность меня назначил президент. И я много лет трудилась ради страны и исполняла обязанности не хуже мужчин. Если не желаете признавать меня в качестве министра, из-за того что я женщина, пишите заявления об отставке. Я подпишу с удовольствием». После этого поведение мужчин, которые не желали признать в ней министра, полностью изменилось. Вследствие того что она лично признала данную ей власть, остальным пришлось безропотно подчиниться. 

Больше всего диавол боится, что мы узнаем истину. Потому что перед истиной выявляется его ложь. Истина покоряет ложь. Жизнь покоряет смерть. Свет покоряет тьму. Тьма не может бороться со светом. Смерть не может соперничать с жизнью. Ложь не может спорить с истиной. Свет прогоняет тьму, но тьма не может устранить свет. Там, где нет света, тьма обладает абсолютной властью, но если явится свет, тьма тут же исчезнет. Диавол свободно действует там, где нет Сына Божьего, но в присутствии Сына Божьего терпит полное поражение. Библия говорит, что Сын Божий явился для того, чтобы разрушить дела диавола. 

Если мы признаем в себе наличие Божьей власти, то через нас тут же начнет проявляться Божья сила. Как человек, который не имеет опыта работы в должности министра, получив назначение президента, становится обладателем власти, точно так же как только мы признаем власть, данную Богом, то начнем проявлять силу. 

Во мне Сын БожийВо мне истина! 

Во мне жизнь! Во мне слава! 

Глава 2 

Происхождение диавола 

 Ты был помазанным херувимом, чтоб осенять, и Я поставил тебя на то; ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней. Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония. 

(Иез.28:14-15) 

Когда желающим прослушать курс лекций Верийской академии задают вопрос: «Для чего вы хотите учиться?», некоторые отвечают: «Чтобы научиться изгонять бесов». Однако в Верийской академии не учат методам по изгнанию бесов. Цель Верийской академии состоит в том, чтобы верующие познали Божье слово. А сила Божья естественным образом проявляется тогда, когда человек правильно уразумеет Слово. 

В деревне, где прошло мое детство, практически в каждом доме были вещи, служившие нескольким поколениям. Среди старых вещей, которые без надобности хранились в шкафах, были и антикварные, имеющие большую ценность. Но жители деревни не знали об их истинной ценности, поэтому большая часть антиквариата скупалась за бесценок, а после, по баснословной цене перепродавалась городским коллекционерам. 

В нашей семье был набор медной посуды, который передавался из поколения в поколение. Медная посуда неудобна тем, что темнеет и требует регулярной чистки. Возможно, это надоело моей матери, и однажды, во время моего отсутствия, вся старинная медная посуда была отдана в обмен на блестящую нержавеющую. Человек, скупающий антикварные вещи, обманул наивную деревенскую женщину, забрав всю медную утварь в обмен на набор из нержавеющей стали. 

В тот же период у нас в доме была ширма, которой было более трехсот лет. Рисунки на ней представляли собой произведения весьма высокой исторической ценности. Даже во время войны, скрываясь по убежищам, мы не оставляли ширму и до конца войны носили ее с собой. Однажды, возвратившись домой, я заметил, что ширмы нет. Я спросил у матери: «Где ширма?» – на что она невозмутимо ответила: «Она вся разодралась и в доме от нее неряшливый вид, поэтому я обменяла ее на сладости». Мать, конечно же, не знала ценности фамильной реликвии, поэтому без сожаления отдала ее проходившему мимо торговцу сладостями. 

Точно так же, если мы не будем знать Библию, то нам собственноручно придется отказаться от силы Христа, которую Бог обещал христианам. Сейчас мы учимся не методу изгнания бесов. Если мы познаем власть, которую Библия обещает верующим, то в нашей жизни будут происходить удивительные дела 

Я уверен, что любой неходячий больной сможет встать и ходить, если послушается меня. В реальности, после беседы с больными становится ясно, что, хотя они и отвечают: «Да, да, я верю, спасибо. Аминь», но, как правило, слушают Слово невнимательно, краем уха. Поэтому не проявляются чудеса по Слову. Нам необходимо подробно изучить духовные принципы, о которых говорит Библия. 

Как уже было сказано в предыдущей главедиавология, с которой я сейчас начну знакомить вас, является своего рода теорией, основанной на Слове Библии и соответствующей практике. Нельзя сказать, что эта теория совершенна на сто процентов. Тем не менее, для меня это самое лучшее утверждение, самые лучшие знания, самые лучшие ресурсы. Я считаю, что каждый, изучающий этот материал, способен создать более совершенную теорию. В связи с этим нет причин предъявлять претензии к диавологии, с которой я знакомлю вас. Мое искреннее желание состоит в том, чтобы каждый читатель, основываясь на Библии, смог бы иметь более глубокий духовный опыт и создать более превосходные теории. 

В Книге Пророка Иезекииля 28:14-15 рассмотрим, каким существом является диавол. 

 «Ты был помазанным херувимом, чтобы осенять, и Я поставил тебя на то; ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней. Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония» (Иез.28:14-15). 

 Стихи, описывающие падение царя Тира, предоставляют нам ключ, при помощи которого мы можем понять падение ангела. Потому что на заднем плане падения царя Тира показано падение ангела. Падший ангел всегда приводит человека к падению таким же образом, которым пал он сам. Это хорошо видно в происшествии с Евой, которую падший ангел обольстил через змея, чтобы она вкусила плод с дерева познания добра и зла. 

Изначально диавол был ангелом. Диавол – творение, поэтому не является существом, способным бороться с Богом. При неверном понимании можно подумать, что целью сошествия Иисуса на землю является борьба с диаволом. Однако Иисус лишь односторонне уничтожил диавола, не было случая, чтобы Он боролся с диаволом. Думать, что Иисус боролся с диаволом, равносильно возвышению диавола до уровня Иисуса. Диавол не является существом, которое может что-то предпринимать на одном уровне с Иисусом. Диавол – всего лишь творение, сотворенное Богом 

В Книге Пророка Иезекииля 28:15 написано, что до падения диавол был совершенным ангелом. Здесь нужно быть особенно внимательным. Нельзя предполагать, что совершенство диавола означает, что он был совершенен как Бог. Творение может быть совершенным всего лишь как творение. Совершенство Бога абсолютно отличается от совершенства творения. Бог совершенен как Бог, а творение совершенно как творение. 

Например, Бог вездесущий, но ангел не вездесущий. В Книге Иова 1:7, когда Бог спросил сатану: «Откуда ты пришел?» – он ответил: «Я ходил по земле, и обошел ее». Диавол не вездесущий, он перемещается из одного места в другое. Таким образом, каким бы ни было творение совершеннымнельзя считать, что его совершенство идентично совершенству Бога 

Ангел пал, потому что был совершенным как творение. Если бы у ангела не было бы свободы выборато он конечно бы не пал, но в таком случае его нельзя было бы считать совершенным ангелом. Следовательнохотя изначально диавол был совершенным, но совершенным всего лишь как ангел.  

Мы должны ясно понимать, что уровень диавола не превосходит уровень ангела. Архангел Михаил, когда спорил с диаволом о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: «Да запретит тебе Господь» (Иуд.9), также написано: «И произошла на небе война: Михаил и ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них. Но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе» (Отк.12:7-8). То, что диавол и архангел Михаил спорили и боролись, говорит о том, что они находятся на одном уровне.  

Изначально диавол был ангелом. А в результате падения стал диаволом. Следовательно, какой бы силой ни обладал диавол, он не может превзойти ограничений ангела. Еще, каким бы диавол ни был злым, он не обладает силой одолеть архангела Михаила. Хулиганы – падшие личности машут дубинками и ножами от того что злые, а не от того, что обладают большей силой, чем другие. Точно так же, хотя диавол пал, но его сила не может превысить силу ангела. 

Чтобы понять падение ангела, необходимо четко осознать, что ангел – это творение, которое не способно самостоятельно поддерживать жизнь. Самостоятельно может жить только Бог (Исх.3:14). Ангел – это живущий дух. Живущий дух, как и Бог, является вечным существом, однако он не способен жить самостоятельно. Для жизни ему необходим животворящий дух. Это относится и к человеку. В 1-м Послании к Коринфянам 15:45 написано, что человек – это дух живущий, а Господь – дух животворящий. В Евангелии от Иоанна 6:63 Господь сказал, что Его слова являются животворящим духом. Следовательно, выражение «дух ожил» означает, что дух стал принимать Божье слово. Таким образом, и ангел, и человек являются живущими духами, которые могут жить, только принимая животворящий дух. 

Сейчас внимательно рассмотрим дух ангела, дух человека и дух Христа. Ангел и человек – это живущие духи. Однако в отличие от человеческого духа, который Бог сотворил единственным, дух каждого ангела сотворен индивидуально, то есть ангелы были сотворены в огромном количестве. Господь сказал, что ангелы не женятся и не выходят замуж (Мтф.22:30). Они не плодятся и не размножаются, другими словами каждый ангел был сотворен отдельно. Но с человеком иначе. 

Бог сотворил человеческий дух в единственном числе. В оригинальной Библии в Книге Пророка Малахии 2:15 говорится о том, что хотя Бог обладает силой сотворить много духов, но сотворил только один. Сегодня огромное количество людей наполняет землю, но дух каждого человека принадлежит одному духу Адама. Это похоже на стебли тыквы, которые произрастая из одного семени, могут покрыть большую площадь. Сегодня все люди являются грешниками и обречены на вечные муки не из-за своих личных грехов, а потому что унаследовали дух Адама, который отделился от Божьего слова. 

Человечествопринадлежащее духу Адама, может получить спасение только через принятие духа Христа. Учитывая, что человеческий дух передается по наследству, можно предположить, что ребенок, рожденный спасенными родителями, должен рождаться без греха. Однако ребенок, рожденный спасенными родителями, рождается грешником, так как в отличие от духа Адама, передающегося по наследству, дух Христа по наследству не передается. Следовательно, и дети верующих родителей могут получить спасение, только через личное принятие духа Христа. 

Важно ясно осознать тот факт, что прощение грехов посредством Иисуса Христа не означает исчезновение самого духовного грехаПолучить прощение грехов означает получить обетование о том, что в день пришествия Господа мы не подвергнемся наказанию за грехи. В случае если бы прощение грехов означало абсолютное исчезновение самого духовного греха, то дети, рожденные спасенными родителями, должны были бы рождаться без греха. Однако каждый человек рождается с грехом. 

Получить прощение грехов означает, что мы получили обещание о том, что не будем осуждены за грехи. Например, вексель, у которого еще не настал назначенный срок, хотя имеет ценность, но настоящую силу проявит только в определенную дату. Получить прощение грехов – это тоже, что иметь на руках вексель. В день сошествия Господа, обещание,  полученное нами, проявит свою настоящую силу. Таким образом, прощение грехов означает, что мы получили обещание не быть наказанными за грехи, а не абсолютное исчезновение самого духовного греха настолько, чтобы можно было рождать безгрешных детей. Следовательно, если человек, получивший прощение грехов, не сохранит веру до сошествия Иисуса, то он не сможет получить спасение. 

Все люди рождаются грешниками, потому что наследуют дух Адама. Поэтому, чтобы обрести спасение, человек должен принять дух Христа. Однако дух Христа не передается по наследству, поэтому, хотя родители имеют спасение, но их детям необходимо принять дух Христа личноМежду тем, и дух ангела тоже не наследуется. Создавая огромное количество ангелов, Бог не сотворил их одним духом как человеческий, который передаваясь по наследству, размножился в огромное количество индивидуумов, а каждый ангел был сотворен индивидуально.  

Отсюда можно узнать, что статус ангела и статус человека отличаются. Человеческий дух Бог сотворил в единственном числе. В настоящее время несколько миллиардов индивидуумов исходят от одного духа. Допустим, если каждый человек имел бы по десять ангелов, то можно представить, какое огромное количество служебных духов действовало бы на земле! Таким образом, духам, принадлежащим одному духу Адама, может прийти и служить огромное количество служебных духов, а это значит, что статус человека совершенно отличается от статуса ангела. 

Как говорилось выше, ангел является живущим духом, который может жить, только принимая животворящий дух. Этот принцип касается и человека. Животворящим духом для человека является Божье слово. Для того чтобы Божье слово обеспечивало человека жизнью, необходимо, чтобы Слово принималось в виде повеления. Если Божье слово не является повелением – «делай так!» или «не делай так!», то оно не обеспечивает живущий дух жизнью. 

К тому же, получающий повеление обязательно должен обладать свободой выбора, то есть свободной волей. Существо, не обладающее свободной волей, не имеет возможности реагировать на повеление. Только наличие свободной воли позволяет духовному существу реагировать на повеление, то есть отклонить или принять повеление. Способность отклонить и принять, как две стороны одной монеты: если нет свойства «отклонить», то не может быть «принятия», если нет свойства «принять», то не может быть «отклонения». Другими словами, только существо, обладающее свободной волей «не повиноваться», способно этой же свободной волей выбрать «повиновение». Следовательно, чтобы повеление обеспечивало жизнью, получающий его должен обладать свободной волей, то есть иметь выбор – повиноваться или не повиноваться. 

Допустим, если повеление дается существу, которое не имеет возможности «не повиноваться», то повеление для него равносильно повелению камню: «не двигаться!», который и так не может двигаться. Поэтому Бог наделил живущий дух свободной волей – «отклонять» или «принимать» повеление. Здесь нам нельзя заблуждаться: Бог предоставил живущему духу свободную волю не для того чтобы он применял свойство «отклонить», а для того чтобы он «принимал» животворящий дух. 

Ангел и человек – живущие духи, поэтому для поддержания жизни должны принимать животворящий дух. Однако методы принятия животворящего духа для ангела и человека отличаются. Человек живет посредством повиновения Божьему слову, а ангел – исполняя доверенное Богом служение. Поэтому Бог дал Адаму заповедь «не есть плод с дерева познания добра и зла», а ангелу – служение Божьего раба. Следовательно, для человека нарушение заповеди «не есть плод с дерева познания добра и зла» является падением, а для ангела падение – это оставить доверенное служение. Отсюда можно сделать вывод, что для ангела животворящим духом является служение Божьего раба. Значит, для ангела метод поддерживать жизнь – это исполнять обязанности Божьего раба.  

В тот момент, когда ангел самовольно оставил свое служение, его связь с животворящим духом прекратилась. Состояние, в котором живущий дух не получает животворящий дух, называется «смертью». В этом случае «смерть» не означает бесследное исчезновение. Ангел является вечным существом, поэтому, несмотря на разделение с животворящим духом, он будет существовать вечно, то есть, как и прежде, остается вечным существом, но не имеющим жизни. То же самое и с человеком. Человек умер из-за греха (Ефс.2:1), что означает не смерть плоти, а то, что в его духе нет жизни. 

Как говорилось в предыдущей главе, жизнь – это свет (Ин.1:4). Этот свет именуется славой. Свет находится в Слове (Ин.1:1-4). Слово – это истина (Ин.17:17). Свет, истина, жизнь – одно. Следовательно, ангел, отошедший от своей должности, лишился жизни, поэтому не имеет света и истины. 

Бог заключил во мраке ангела, который лишился жизни, света, истины (Иуд.6). Мрак совершенно отделен от света. Там, где нет света, нет и жизни. Нет жизни, значит, нет истины. Ангелу, заключенному во тьме, Бог дал власть господствовать во мраке. В итоге там, где нет света, диавол стал властелином тьмы; там, где нет жизни – держателем смерти; там, где нет истины – отцом лжи. 

Запомните: свет, истина, жизнь – это одно (Ин.1:1-4). Кто есть истинный свет? Иисус. Кто есть истина? Иисус. Кто есть жизнь? Иисус. В Евангелии от Иоанна 14:6 Иисус сказал: «Я есмь путь, истина и жизнь». 

Стихи в Евангелии от Иоанна 1:1-4 и 14:6 говорят об одном. В словах Иисуса «Я есмь путь», слово «путь» имеет одинаковое значение со «светом». В этом мире нет ничего быстрее света. Однако каким бы быстрым ни был свет, чтобы с его скоростью пройти весь космос потребуются миллиарды лет. Следовательно, если бы наши молитвы доходили до Бога, пребывающего за пределами космоса на Небесах, при помощи сотворенного света, то для того, чтобы получить ответ, потребовались бы десятки миллиардов лет. Но мы молимся, уповая на Божью славу, поэтому наши молитвы доходят до Бога в один миг. Живущий дух может иметь отношения с Богом только посредством Божьей славыПоэтому можно сказать, что слава – это путь к Богу. 

Но, после того как ангел самовольно покинул доверенное служение, он больше не может видеть славы. Нет славы, значит, нет жизни, следовательно, есть только смерть, поэтому он назван держателем смерти (Евр.2:15). Отсутствие жизни означает отсутствие истины, следовательно, диавол имеет только ложь, поэтому назван отцом лжи (Ин.8:44). 

Так же и человек. В момент неповиновения человек отошел от Слова истины. С того момента из человека стала исходить ложь, в итоге он стал чадом отца лжи – диаволаВместе с этим человек лишился жизни, оказался под властью смерти, в итоге стал рабом держателя смерти – диавола. Одновременно человек лишился света, над ним стала господствовать тьма, в итоге он стал чадом тьмы. 

Здесь есть момент, который нам нужно внимательно рассмотреть. Диавол пал и человек тоже пал, но почему человек оказался под господством диавола? Другими словами, ведь пал ангел, пал и человек, но почему один стал властелином лжи, смерти, тьмы, а другой оказался рабом лжи, смерти и тьмы? Причина в том, что диавол проявил нечестие сам, а человек был обманут им. Во 2-м Послании Петра 2:19 написано: «Кто кем побежден, тот тому и раб». Человек стал рабом греха, потому что обманулся диаволом и согрешил. Но диавол не был обманут, он развратился сам. Он – отец греха. Он тот, кто обманул себя сам, и тот, в ком проявилось нечестие. В Книге Пророка Иезекииля 28:15 написано: «Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония». 

Диавол – это самый первый преступник. «Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил» (1Ин.3:8). Перед кем же вначале согрешил диавол? Он оставил свое служение, этим согрешил перед Богом. Этот первый преступник спустился на землю и стал первым убийцей. Первое убийство в истории человечества было совершено Каином, который убил своего брата Авеля, но Каином руководил не кто иной, как диавол. Написано: «Не так, как Каин, который был от лукавого и убил брата своего» (1Ин.3:12). Еще диавол является первым лжецом. Он обманул Еву, сказав, что если она вкусит плод с дерева познания добра и зла, то станет как Бог. Поэтому Библия называет диавола отцом лжи. Слово «отец» имеет схожий смысл со словом «предок». Диавол является предком греха, убийства, лжи. Он первый преступник, первый убийца, первый лжец. Люди грешат, убивают, лгут, потому что принадлежат диаволу. 

Изначально диавол был совершенным как ангел. Но в нем проявилось нечестие. Когда же проявилось нечестие? Когда ангел отошел от своего служения. Бог предоставил ангелу статус раба и наделил его свободной волей для того, чтобы, исполняя свое служение, он поддерживал жизнь. Свободная воля имеет два свойства – принять и отклонить. Свойство «отклонить» дано не для применения, а для формирования свободной воли. Но диавол применив свойство «отклонить», оставил свое служение. 

Для ангела его служение является животворящим духом. Следовательно, ангел ни в коем случае не должен оставлять служение Божьего раба. Именно по этой причине ангел не может быть чадом Божьим. Ангел не может быть для человека спасителем и не может быть объектом поклонения. Ангел является всего лишь Божьим слугой. 

Однако с человеком иначе. Человек имеет возможность стать чадом Божьим и даже взойти на Божий престол. Это возможно благодаря тому, что Бог определил человеку поддерживать жизнь не «служением», а «Словом»Человеку следует лишь повиноваться Словуи Бог будет направлять его куда угодно. Таким образом, Бог ангелу дал служение, а человеку – Слово. 

Следовательно, для ангела покинуть служение, а для человека не повиноваться Слову означает разделение с животворящим духом. Если живущий дух отделится от животворящего духа, то лишится света, истины, жизни, значит, будет находиться во тьме, лжи, смерти. Фактически, для ангела оставить служение является падением, а для человека оставить Слово – неповиновением. Ангел пал, поэтому стал властелином тьмы, отцом лжи, держателем смерти, а человек не повиновался, поэтому стал рабом тьмы, чадом лжи, рабом смерти. 

Библия говорит о том, как ангел покинул свое служение. 

 «И ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня» (Иуд.6). 

 «Ибо, если Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания» (2Пет.2:4). 

 В Книге Иуды в 6 стихе написано, что ангел закрыт «во мраке», а во 2-м Послании Петра 2:4 «связан адским мраком». Во мраке есть только смерть и ложь. Именно здесь Бог сотворил человека. В Книге Бытие 1:27 и далее написано, что Бог сотворил человека на шестой день, после сотворения животных. Бог сотворил мужчину и женщину по Своему образу и подобию, благословил их плодиться, размножаться и владычествовать над землею, дал им в пищу всякую траву и плоды, сеющие семя. 

Содержание этого стиха совершенно отличается от содержания стиха в Книге Бытие 2:7 о сотворении живой души. Вначале Бог сделал живой душой только мужчину, а после из его ребра была сотворена женщина. К тому же живой душе не было дано повеление плодиться и размножаться, а только обязанность – ухаживать за Едемским садом. Также им не разрешалось в пищу все произрастающие из земли травы и плоды. Они питались только плодами деревьев в Едемском саду, но на плоды с дерева познания добра и зла налагался запрет. 

Стихи из Книги Бытие 1:27 и 2:7 говорят о разных событиях. В Бытие 1:27 говорится о людях без духа, сотворенных на уровне животных. Здесь важно обратить внимание на тот момент, что термины, которые переведены как «мужчина и женщина», используются в Библии для обозначения пола животных – самец и самка. 

Человек, о котором говорится в Книге Бытие 1 главе – это всего лишь существа, созданные из праха. То, что вышло из земли, не может избавиться от тьмы. Поэтому Бог вдунул в человека дух, чтобы он стал живой душой. Другими словами, живая душа – это живущий дух. Живущему духу необходим животворящий дух. Поэтому живой душе Бог дал Слово – «не есть плода с дерева познания добра и зла». В Божьем слове есть свет, истина и жизнь. В тот момент, когда живая душа приняла Слово, она стала единственным существом в мире тьмы, лжи и смерти, которая получает Божий свет, истину и жизнь. 

Отношения Бога и живой души вызвали у диавола зависть. В итоге диавол обольстил живую душу и этим разорвал ее отношения с Богом. Живая душа, обманутая диаволом, в момент неповиновения Слову оказалась во тьме, лжи, смерти. С явлением Иисуса Христа человек снова получил возможность принимать Божье слово. Но падший ангел никогда не получит возможности снова принимать Божье слово. Итак, человеку предоставлен шанс. Единственный шанс – это Иисус Христос. Поэтому Иисус сказал о Себе: «Я есмь путь» (Ин.14:6). 

Для ангела отойти от доверенного служения является падением. В стихах из Книги Пророка Исаии ясно показана причина, по которой ангел оставил свое служение. 

 «Как упал ты с неба, денница, сын зари! Разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своем: «взойду на небо, выше звезд Божьих вознесу престол мой, и сяду на горе в сонме богов, на краю севера. Взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему». Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней» (Ис.14:12-15).  

 В Евангелии от Матфея 4:8-10 хорошо показано, как ангел, отошедший от своего служения, противится Богу. 

 «Опять берет Его диавол на весьма высокую гору, и показывает Ему все царства мира и славу их. И говорит Ему: «все это дам Тебе, если падши поклонишься мне. Тогда Иисус говорит ему: «отойди от Меня, сатана; ибо написано: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» (Мтф.4:8-10).  

 Диавол предлагал Иисусу славу всего мира. Диавол действительно обладает славой этого мира. Он господствует над этим миром, следовательно, вся слава мира принадлежит ему. Предлагая славу мира, он посмел предложить Иисусу поклониться ему. Поклонение должен получать только Бог. Но диавол пожелал, чтобы поклонялись ему. Кроме Бога, никто не может быть объектом поклонения, поэтому Бог повелел Израилю не делать идола. Однако падший ангел пожелал стать объектом поклонения. Отсюда мы можем узнать, что ангел, покинувший свое служение, и после своего заточения во мраке противился Богу. 

Ангел, противоставший Богу, назван «сатаной». Слово «сатана» означает – противник, враг. В тот момент, когда ангел, который должен был смиренно служить Богу, в противоположность этому, посмел отрицать единственность Бога и проявил желание стать как Богон стал сатаной. Разумеется, Бог никем не искушается и Сам никого не искушает (Иак.1:13). Хотя ангел проявил сопротивление, но разве Бог примет это? Бог, – это не Тот, Кто борется с ангелом, а Тот, Кто односторонне наказывает его. Следовательното, что ангел оставил свое служение и проявил сопротивление Богуявляется падением. 

Сатана – это имя преступника, который не сохранил своего служения. Следовательно, падший ангел еще до заточения во мраке уже стал сатаной. Имя «диавол» напротив, дано падшему ангелу после его заключения во мраке, когда он стал законным властелином. В слове «диавол» содержится значение «разделитель». Диавол не перестает разделять отношения между Богом и человеком. Таким образом, хотя терминами «сатана» и «диавол» именуется одна личность, но используются они в разных случаях: при сопротивлении Богу его называют – сатаной, а когда он истязает людей – диаволом. 

Петр упрекал Ананию: «Анания, для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли?» (Ден.5:3). Петр не сказал «допустил диаволу», а сказал «допустил сатане», потому что Анания пытался обмануть Бога Духа Святого. В Евангелии от Иоанна 13:27 написано: «И после сего куска вошел в него сатана. Тогда Иисус сказал ему: «Что делаешь, делай скорее». И здесь, при сопротивлении Богу Сыну, использован термин «сатана». 

Итак, в случаях сопротивления по отношению к Богу используется термин «сатана», а при противодействии человеку – «диавол». В 1-м Послании Петра 5:8 написано «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить». В то время когда Иисус получал искушение как Сын Человеческий, написано, что Он получал искушение от «диавола». В Евангелии от Матфея 4:1 написано: «Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню для искушения от диавола», в 5-м стихе: «Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма», в 8-м стихе: «Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их». Однако в 10-м стихе Иисус упрекает искусителя: «Отойди от Меня, сатана; ибо написано: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи». Желание искусителя получить поклонение является посягательством на Божью власть, поэтому Господь сказал: «Отойди, сатана!» 

С того момента как ангел покинул свое служение, ему больше не дано видеть Божьей славы. Бог заключил сатану во мраке вечными узами. Во мраке, где был заточен сатана, Бог сотворил свет. Об этом написано в Книге Бытие 1:3. Сотворенный свет не является Божьей славой. Следовательно, диавол не может видеть Божью славу, он видит лишь сотворенный свет. Однако сотворенный свет однажды бесследно исчезнет, а диавол будет брошен в геенну, где нет и сотворенного света. 

Диавол не имеет славы. А мы сегодня получаем славу через Божье слово. Слава – это жизнь. Слово, слава, жизнь – одно. Иисус Христос единственный, Кто пришел на землю с Божьей славой. Каждый, кто принял Иисуса Христа, принял Божью славу. Принять славу не означает получать почести. Слава – это реальность. Там, где нет славы, господствуют тьма, ложь, смерть. Мы изгоняем бесов силой Божьей славы. Наши молитвы доходят до Бога тоже при помощи Божьей славы. Следовательно, нет большей власти и нет более ясного пути, чем слава. 

Диавол не имеет света, но притворяется ангелом света и обманывает людей, словно может дать свет (2Кор.11:14). Диавол – лжец. В нем нет истины. Этот мир за истину принимает научные факты, однако истина – это то, что никогда не меняется. Наука и знания этого мира, которые люди считают абсолютными, со временем изменяются. И все равно люди упорно отрицают Бога своими ограниченными знаниями. Кто-то пытается найти свет в религии. Но религия не имеет света. Наша вера не является религией. Люди всегда стремятся превратить веру в религию. Религия обманывает, словно может дать людям свет, но это лишь козни диавола, который выдает себя за ангела света.  

Все дела диавола направлены на то, чтобы люди не верили в Божье словоДля человека путь к жизни находится только в вере в Божье слово. Без веры нет возможности повиноваться Божьему слову, а без повиновения нет возможности обрести жизнь. Для человека неверие в Божье слово является грехом. 

Для ангела возможность сохранять жизнь находится в смирении. Потому что без смирения ангел не в состоянии исполнять служение Божьего раба. Причиной падения ангела оказалась гордость. Сатана возгордился, поэтому оставил свое служение. Он возомнил, что со своей красотой и славой может быть не хуже Бога. Поверив в свое величие, с надменным сердцем он подумал сравниться с Богом. Итак, причиной падения ангела является гордость. Библия показывает, что, хотя Бог прощает все грехи, но такой грех как гордость не прощается. 

Гордость – это особенность сатаны. В Книге Пророка Исаии 14:13 написано: «Взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой». Здесь мы видим, что сатана возгордился. В Книге Пророка Иезекииля 28:17 говорится о гордости сатаны: «От красоты твоей возгордилось сердце твое, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою; за то Я повергну тебя на землю, перед царями отдам тебя на позор». Таким образом, причиной падения ангела была гордость.  

Сегодня многие люди оставляют церковные служения из-за гордости. Некоторые, будучи простыми прихожанами, вначале смиренно ведут жизнь веры, но если возгордятся, то начинают игнорировать порядок церкви, определенный Богом. 

Падение ангела началось с гордости. Именно гордость заставила ангела покинуть служение Божьего раба. Падшее существо всегда желает возвысить себя. Несмотря на должность раба, в котором нужно смиренно уничижаться, сатана возгордился и пожелал получать поклонение. 

Ангел не может быть объектом поклонения. Поклонение ангелам является падениемСтих в Послании к Колоссянам 2:18 в оригинальной Библии имеет такое содержание«Не допустите, чтобы те, кто преднамеренно смиряется и поклоняется ангелам, похитили у вас награду. Такие люди надеются на то, что видели и, следуя своим плотским вымыслам, проявляют излишнее рвение» – это предупреждение о потере награды. 

Писание предупреждает, что человек потеряет награду, если будет поклоняться ангелам. Сегодня некоторые обожествляют ангелов и молятся им: «Господин ангел, помоги мне, пожалуйста». Такие действия являются падением. 

Служение в качестве Божьего раба для ангела является жизнью. Если ангел хоть на один шаг отступит от своего служения, то он погибнет. Ангел не должен получать поклонение, он обязан служить Богу. Если ангел отходит от своего служения и становится объектом поклонения, то он становится падшим ангелом. 

В Книге Откровение 22:8-9 можно увидеть образ смиренного ангела, который верно исполняет свое служение: «Я, Иоанн, видел и слышал сие. Когда же слышал и увидел, пал к ногам ангела, показывающего мне сие, чтобы поклониться ему. Но он сказал мне: смотри, не делай сего, ибо я – сослужитель тебе и братьям твоим пророками и соблюдающим слова книги сей, Богу поклонись». Если бы ангел принял поклонение от Иоанна, то наверняка бы пал. Но ангел сказал: «Смотри не делай этого!» Этим четко показал свой статус. 

Но сатана желает принимать поклонениеДаже Сыну Божьему он посмел сказать: «Поклонись мне и дам тебе всю славу мира». Сатана притворяется ангелом света и принуждает людей поклоняться ему. Таким образом, сатана это тот, кто возгордился и оставил свое служение. 

Гордость является особенностью сатаны. Для ангела единственным средством для поддержания жизни является покорное исполнение своего служения. Служение ангела – это раб. Бог не давал ангелу другого служения. Значит, для ангела единственным методом сохранять жизнь является смирение. А гордость является особенностью сатаны, которая привела к падению ангела. 

Если мы хорошо уразумеем этот духовный принцип, то изгнание бесов для нас не будет сложным. Бесы не могут управлять человеком, который знает духовные принципы. Однако, как некто, решив поймать тигра, вошел в логово и был съеден им, так и некоторые, изгоняя бесов, становятся надменными и гибнут. Гордость не подлежит прощению. Неповиновение подлежит прощению, но гордость не прощается. Поэтому преступление человека прощается, но преступление ангела не подлежит прощению. 

Иисус Христос пришел на землю не ради спасения падших ангелов. «Ибо не ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово» (Евр.2:16). Человек отошел от Бога из-за неповиновения Слову, но ангел, покинув свое служение, оказал Богу сопротивление. Поэтому ангел, оставивший данное Богом служение, не может получить прощения.  

Смиренные ангелы никогда не превосходят своих полномочий. Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не посмел произнести укоризненного суда, но сказал: «Да запретит тебе Господь (Иуд.9). Несмотря на то, что Михаил является архангелом, он не осудил диавола. Осудить может только Господь. Архангел не превзошел своих полномочий, а лишь сказал: «Да запретит тебе Господь». 

В 1-м Послании Петра 2:10-11 написано: «И наипаче тех, которые идут вслед скверных похотей плоти, презирают начальства, дерзки, своевольны и не страшатся злословить высших. Тогда, как и ангелы, превосходя их крепостью и силою, не произносят на них пред Господом укоризненного суда». Здесь говорится о том, что ангелы самовольно не произносят хулу даже на тех, кто уже определен на наказание. Таким образом, святые ангелы прилагают усилия ради того, чтобы хранить свое служение. Для ангела единственным способом хранить свое служение является смирение 

Ангелам необходимо исполнять свое служение. В Послании к Евреям 1:в оригинальной Библии написано: «Об ангелах сказано: «Он использует Своих ангелов ветрами, слуг Своих языками пламени». Ангелы – это Божьи слуги. Ангелам не дано другого служения. 

В Послании к Евреям 1:14 написано: «Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?» Ангелы – это духи, посланные на служение святым. В Евангелии от Луки 16:22 написано, что Лазарь после смерти был отнесен в лоно Авраамово ангелами. Еще в Книге Деяний описана сцена, как ангел помог Петру.  

 «Когда же Ирод хотел вывести его, в ту ночь Петр спал между двумя воинами, скованный двумя цепями, и стражи у дверей стерегли темницу. И вот, ангел Господень предстал, и свет осиял темницу. Ангел, толкнув Петра в бок, пробудил его и сказал: встань скорее. И цепи упали с рук его. И сказал ему ангел: опояшься и обуйся. Он сделал так. Потом говорит ему: надень одежду твою и иди за мною. Петр вышел и следовал за ним, не зная, что делаемое ангелом было действительно, а думая, что видит видение. Пройдя же первую и вторую стражу, они пришли к железным воротам, ведущим в город, которые сами собою отворились им; они вышли и прошли одну улицу, и вдруг ангела не стало с ним» (Ден.12:6-10). 

 Таким образом, служение ангела заключается в том, чтобы смиренно служить Богу и Его наследникам. Ангелам не дано другого служения. Человеку следует лишь повиноваться Слову, и тогда он может следовать за Богом куда угодно, но ангелу для поддержания жизни дано только служение раба. 

Допустим, если бы ангел пожелал стать не Богом, а сыном Божьим, то это было бы падением или нет? Безусловно, это падение. Написано: «Ибо кому, когда из ангелов сказал Бог: «Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя?» И еще: «Я буду Ему Отцом, и Он будет Мне Сыном?» (Евр.1:5). Ни один ангел никогда не сможет стать чадом Божьим. Ангелы не получали от Бога какого-либо славного звания. Они навсегда останутся лишь рабами. Положение ангела по сравнению с человеком крайне незначительно.  

В Послании к Евреям 2:5 написано: «Ибо не ангелам Бог покорил вселенную, о которой говорим». Бог не давал ангелам в наследие грядущий мир. Кому Бог дал грядущий мир? Кому дал престол? Господу Иисусу Христу и нам. 

В Послании к Евреям 8:1 написано: «Главное же в том, о чем говорим, есть то: мы имеем такого Первосвященника, Который воссел одесную престола величия на небесах». Написано, что Иисус воссел на престоле. В таком случае, после того, как Иисус воссел на престоле, как Он относится к нам? В Евангелии от Матфея 19:28 написано: «Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, – в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых». 

В Послании к Римлянам 8:17 написано: «А если дети, то и наследники, наследники Божьи, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться». Библия говорит, что вместе со Христом святые воссядут на престолах наследниками и будут наслаждаться славой. 

Ангелы никогда не получали служение славы, не получали статуса сыновей Божьих. Ангел навеки останется рабом, служащим Богу и Его наследникам. Как написано в 1-м Послании к Коринфянам 6:3: «Разве не знаете, что мы будем судить ангелов, не тем ли более дела житейские?», святые в будущем будут судить ангелов.  

Без сомнений, в настоящее время ангелы находятся в лучших обстоятельствах, чем человекВ Послании к Евреям 2:6-8 написано: «Напротив, некто негде засвидетельствовал, говоря: «что значит человек, что Ты помнишь его? Или сын человеческий, что Ты посещаешь его? Не много Ты унизил его пред ангелами; славою и честию увенчал его и поставил его над делами рук Твоих. Все покорил под ноги его». Здесь говорится о том, что человек на некоторое время слабее ангелов. Однако далее написано: «Но видим, что за претерпение смерти увенчан славою и честью Иисус, Который немного был унижен пред ангелами, дабы Ему, по благодати Божией, вкусить смерть за всех» (Евр.2:9). Этот стих поясняет, что Иисус на некоторое время стал слабее ангелов для того, чтобы вкусить смерть. Господь, став слабее ангелов, сошел на землю и понес скорби. Поэтому и человек  по причине того, что слабее ангелов, может участвовать в скорбях Господа. 

Таким образом, хотя человек на некоторое время ниже ангелов, но в будущем будет участвовать во славе Господа. В Послании к Евреям 2:11 написано: «Ибо и Освящающий и освящаемые, все – от Единого, поэтому Он не стыдится называть их братьями». В настоящее время, по сравнению с людьми, ангелы находятся в лучших условиях. Они не имеют плоти, поэтому им не нужно переживать по поводу нестабильной экономики, бояться холодов и катаклизмов. Но когда мы воссядем на престолах, ангелы будут служить нам, а мы будем судить их. 

Таким образом, ангел не может быть для человека объектом поклонения. Хотя ангелы сейчас находятся в лучших обстоятельствах, но это не говорит о том, что их положение выше. Допустим, в одной семье для маленького ребенка наняли няню. Няня умеет разговаривать, может самостоятельно ходить и свободно действовать. А младенец не умеет ни разговаривать, ни ходить, он совершенно беспомощен. Однако няня в этой семье всего лишь работник, получающий зарплату, она не обладает статусом наследника. Но младенец в этой семье является наследником. Проблема лишь в том, что он не может обходиться без помощи няни. Ангелы подобны няням, а люди – младенцам. Хотя по сравнению с ангелами человек слабее, тем не менее, он является Божьим наследником. 

Написано: «Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли духа усыновления, которым взываем «Авва Отче!» (Рим.8:15). Здесь духом рабства называется Закон Моисея, переданный ангелом. Люди, получившие дух рабства, всегда боялись прогневить Господина. Хотя раб всеми силами служит хозяину, но он живет в постоянном страхе и тревоге, боясь получить упреки. Поэтому люди, живущие под Законом, всегда боятся Бога. Даже повинуясь Богу, они переживают: «Если нарушу Словото получу проклятие». Если, принимая пищу, они вспомнят, что не помолились перед едой, то тут же выплевывают еду и молятся. Настолько они боятся Бога.  

Закон Моисея был передан через ангела. В Книге Деяний 7:30 написано: «По исполнении сорока лет явился ему в пустыне горы Синая Ангел Господень в пламени горящего тернового куста». Бог, которого Моисей видел в пламени горящего тернового куста, на самом деле был ангелом. Далее в 35 стихе: «Сего Моисея, которого они отвергли, сказавши: «кто тебя поставил начальником и судьею?», сего Бог чрез ангела, явившегося ему в терновом кусте, послал начальником и избавителем». В 53 стихе: «Вы, которые приняли закон при служении ангелов и не сохранили» (Ден.7:53). А в Послании к Галатам 3:19 написано: «Для чего же закон? Он дан после по причине преступлений, до времени пришествия семени, к которому относится обетование, и преподан чрез ангелов, рукою посредника». 

Закон, переданный ангелом, является духом рабства. Божье слово– дух (Ин.6:63), если Слово передано ангелом, то это – дух рабства, если Слово передано через Сына – дух усыновления. Как потомки Авраама: рожденный рабыней Агарью был рабом, а рожденный свободной Сарой – сыном, точно так же, хотя Слово исходит от Бога, но Слово, переданное человеку через ангела, является духом рабства, а Слово, переданное через Сына – духом усыновления. Другими словами, принять дух усыновления означает принять евангелие. 

Библия называет людей, получивших Божье слово через ангела, Божьим народом. Народ – это рабы царя. Люди, принявшие Божье слово через ангела, получают статус Божьих рабов, но принявшие Божье слово через Сына, получают статус детей. Поэтому во 2-м Послании к Коринфянам 6:18 написано: «И буду вам Отцом, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель». Таким образом, одинаковое Божье слово в зависимости от того, кто передал его, становится духом рабства или духом усыновления. Переданное через Божьего раба, ангела – духом рабства, переданное через Сына Божьего, Иисуса Христа – духом Христа, духом усыновления. 

Не имея дух Христа, можно стать Божьим народом, но без духа Христа невозможно стать человеком Христа, то есть чадом Божьим. В Послании к Римлянам 8:9 написано: «Но вы не по плоти живете, а по духу, если только дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его», а в 15 стихе: «Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли духа усыновления, которым взываем: «Авва, Отче».  

Статус ангела и статус сына, имеют огромное различие. В Ветхом Завете Бог через ангела передал Закон. Люди, жившие под Законом, получали руководство ангелов, но на них не сходил Утешитель Дух Святой. Поэтому люди, живущие под Законом, не могут стать чадами Божьими. Закон – это дух рабства, поэтому жившие под Законом, не имели права называть Бога «Отцом», они называли Его только «Господом». Они никогда не смогут стать наследниками Бога.  

Сегодня евангелие, которое мы проповедуем – это не дух рабства, а дух усыновления. Все, кто принял евангелие, называют Бога Отцом. Люди, принявшие Закон, не могут стать Божьими наследниками, но мы, принявшие евангелие, являемся Божьими наследниками, которые получат в наследство грядущий век.  

Книгу можно заказать по электронной почте

berearussia2015@gmail.com